Преподобный Гавриил Седмиозерский

Память: 24 сентября / 7 октября


| ЖИТИЕ


Святый Преподобный Гавриил, старець Седмиозерной пустыни

Преподобный Гавриил Седмиозерский

     Будущий старец схиархимандрит Гавриил (в миру - Гавриил Феодорович Зырянов) родился 14 марта 1844 года в благочестивой семье крестьян Пермской губернии Ирбитского уезда Феодора и Евдокии Зыряновых. С самого детства маленький Ганя (Гавриил) был отмечен знамением свыше: в чудесном видении огненной люстры (паникадила), испускающей свет, был мальчику голос:
     - Ты - Мой!
     - Чей это? - вопрошал изумленный Ганя.
     - Божий!..
     И было тогда Гане около 4-х лет... Десять лет спустя, по горячей молитве св. Симеону Верхотурскому, был Ганя чудесно исцелен от болезненной раны. А несколько лет спустя, во время исполнения своего обета - паломничества к мощам св.Симеона - было отроку Гавриилу явление дивного странника (удивительно похожего на явившегося во сне и исцелившего мальчика св. Симеона), который прорек: "Монахом будешь! Схимник будешь!"
     Вскоре стал Гавриил замечать за собой способность знать сокровенное, видеть и слышать происходящее на расстоянии или знать, что думают другие. Матушка его, сильно встревоженная этим, умоляла сына не вдаваться в веру этим откровениям, опасаясь, как бы Ганя не впал в прелесть от беса. Позже св. старец учил, что способности зреть сокровенное появляются в человеке только при чистоте его сердца. Уже будучи схимником, когда способности эти проявлялись в нем с новой силой, преп. Гавриил с умилением говорил:
     - Воистину справедливо слово Христово: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят"! - И не только Бога узрят, но в Боге и вся сокровенная мира узрят...
     Однажды случилось так, что в родной деревне Фроловой сильнейшая гроза с бурей побила пшеницу, все крестьяне были в отчаянии - пропали тяжелые труды! У Гани зародилось сомнение: "Как же Бог допустил это? Разве Он, Всеблагий, не мог удержать тучу? Мог!.." И тяжкие сомнения стали терзать душу юноши. Проходили дни, а Ганя все не мог приняться за молитву. И решился он на великое дерзновение. Уединился юноша на любимой полянке, где часто тайно молился, опустился на колени и стал горячо призывать имя Божие:
     - Ты, Господи, благ и преблаг! Ты являл милость Твою Израилю, пророкам, апостолам, мученикам. Яви же, Боже мой, и ныне вечную милость Твою; пусть будет пшеница!..
     Припал к земле, затих и в глубине сердца прибавил: "... если Ты - есть!"
     И в этот же момент то ли гром ударил, в котором послышался голос, то ли громоподобный голос раздался, но услышал Ганя:
     - Будет пшеница!
     Ганя упал без чувств, а, очнувшись, возликовал о славе Божией и укорил себя за прежнее малодушие. С тех пор не было у него никогда подобных сомнений.
     Прошло некоторое время, и крестьяне начали косить побитую пшеницу, хотел последовать за ними и Феодор Зырянов, да Ганя его отговаривает: "Может быть, Господь еще даст поправку пшенице!"
     Шло время, отец Гани стал волноваться: "Пора косить! А то и зерна не дождемся, и соломы лишимся!"
     Ганя же уговаривает еще подождать: пошлет Господь пшеницу!
     - Да ты что, пророк, что ли? - разводит руками родитель, но сына слушает.
     Но вот поднялась пшеница, налился зерном колос, и уже ходит по ниве Феодор Зырянов совсем притихший, слезу отирает: "Божья пшеница!"
     С юных лет зародилось в сердце Гани желание стать иноком, и 13 августа 1864 года поступает он послушником в Оптину пустынь. Оптинские старцы: свв. Амвросий, Илларион, Исаакий, о. Мелхиседек и др., среди коих Гавриил нес свои послушания, сформировали и воспитали в будущем подвижнике дух старчества и иноческого смирения, дух кротости и по-детски трепетной любви к Богу. Преподобный Гавриил, уже подвизавшись в подвиге старчества, вспоминал об Оптине: "Да, мы чувствовали там себя, как среди святых, и ходили со страхом, как по Земле Святой... Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они были равны между собою; никто не был ни больше, ни меньше, а были все - одно, одна душа и одна воля - в Боге. Источник - Бог, а проводником, объединяющим все силы братства, был старец. И этот евангельский "квас" любви Христовой заквашивал все "тесто" их".(1)
     В Оптиной пустыни милость Божия не покидала будущего старца. Заболел Гавриил лихорадкой, истощал, казалось, не выживет, но за кротость и терпение удостоился особого внимания преподобного Амвросия. По благословению старца, несмотря на болезнь, послушник отправился на дальние рыбные ловли и там получил полную поправку здоровью. Там же произошел и такой удивительный случай. За то, что не дал Гавриил одному нерадивому крестьянину невод, умыслил этот крестьянин зло против оптинского послушника и поджег сноп возле монашеской кельи, которая и должна была сгореть. Однако, Гавриил, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, взял честной Ее образ, вынес из кельи, встал лицом к полыхающему стогу и принялся горячо молиться. Внезапно налетел вихрь, перенес горящий сноп от кельи в соседнюю деревню и опустил его на дом поджигателя. Этот дом и сгорел, единственный во всей деревне. Увидев это, поджигатель тут же со слезами всенародно покаялся: "Мой грех! мой грех! Ко мне и пришел!.."
     После рыбных ловлей, Гавриил нес послушание на кухне. Окончив вечером работу, выходил молодой послушник на монастырское кладбище отдохнуть и помолиться. И здесь, среди памятников или на паперти храма, не раз видел он скрывающуюся фигуру монаха. Это был старец-затворник иеросхимонах Мелхиседек. Он по ночам, скрываясь от людей, выходил для молитвы на кладбище. Старец Мелхиседек как-то отметил Гавриила и его не сторонился, сам выходил к нему и, не дожидаясь вопроса, произносил такие благодатные речи, от которых растоплялся лед душевный, и слезы умиления текли по щекам молодого послушника. Гавриил был готов часами слушать слова таинственного старца. И еще одно поражало Гавриила в этих беседах: в конце каждой из них затворник неизменно прибавлял: "Учись петь и читать хорошо, тебе придется быть в Москве".(2)
     Десять лет Гавриил нес послушания в Оптиной пустыни, а постриг все затягивался, это печалило молодого послушника, считавшего, что постриг - это не награда, а покаяние. И Гавриил (памятуя предсказание старца Мелхиседека, которого весьма почитал и который предрекал, что Гавриилу предстоит послужить в московских монастырях) согласился на приглашение архимандрита Григория в московский Высоко-Петровский монастырь, где через год, в 1875 году, и получил постриг с именем Тихон (в честь свт. Тихона Задонского). Молодой послушник, покидая Оптину, полагал, по простоте душевной, что монахи везде святы, что все монастыри имеют среди своих насельников таких же духоносных отцов, как Оптина пустынь. Но проходя монашеский искус, и преодолевая множество скорбей и преград на пути духовного возрастания, о. Тихон осознал, что путь в Царствие Божие лежит через полное отречение от своевольного делания. С этого времени о.Тихон полагался только на волю Божию. И всякий раз, когда требовалось принять какое-то важное в жизни решение, о. Тихон ожидал Божественного указания. Получив же его, исполнял указанное, удостоверившись, что не искушаем от лукавых духов.
     Уже тогда о.Тихон, имел от Бога дар различения духов (1 Кор. 12, 10), т.е. способен был своим духовным чувством различать волю Божию от прельщения бесовского, ибо по слову ап. Павла "и сатана может принимать вид ангела света" (2 Кор. 11, 14). Был такой случай. У московского купца Титкова были две дочери, они часто ходили к службам в Высоко-Петровский монастырь и, по молодости своей, стали заглядываться на молодых послушников и монахов. Родители, заметив это, запретили им ходить в Петровский монастырь. И вот, о. Тихон слышит однажды голос: "Скажи Титкову, чтобы отпускал дочерей молиться, иначе - сгорят вместе с товаром!" Этот голос повторялся несколько раз и неизменно с угрозой: "Сгорят!" Отец Тихон заподозрил духа лукавого и решил не предупреждать Титковых. Наконец, голос стал требовательным: "Иди, скажи: сегодня загорится магазин в 9 часов!" Но о. Тихон опять не послушал и не сказал. Вдруг слышит: "У Титковых магазин загорелся! (в этот же момент раздался набатный звон). Не говорил ли я тебе?.. Вот, был бы теперь прославлен!" Так о. Тихон избежал падения в прелесть, но в то же время в правду голоса, говорившего о скором переводе в Богоявленский монастырь поверил.
     И всетаки внутренняя атмосфера московских монастырей сильно разнилась с духом Оптинского старчества. Но о.Тихон не падал духом, его поддерживала и переписка с оптинскими старцами. Св. Амвросий благословлял бежать куда угодно, только не жить в Москве. Отец Исаакий продолжал звать о. Тихона к себе в Оптину, чувствуя перед ним даже какую-то вину за слишком долгое непосвящение в монашество. Но о. Тихон ожидал Божественного знака, и, действительно, получил его. В июне 1882 года прибыл о. Тихон в Раифскую пустынь, где 24 апреля был рукоположен во иеромонаха. Здесь его назначили братским духовником, здесь было все то, о чем он мечтал - уединение и возможность молитвенного делания. Однако, вскоре о.Тихон переводится в Архиерейский дом, а затем - в ноябре 1883 года - в Седмиозерную пустынь. Здесь в лице наместника пустыни архимандрита Виссариона, уважаемого и благочестивого монаха, о.Тихон нашел искреннего духовного друга и наставника и вскоре был назначен братским духовником, а затем - и благочинным. В этой пустыни, в которой будущий старец прожил 25 лет (!), и явился во всей своей полноте дар его старчества.
     В одном селе Мамадышского уезда Казанской губернии, куда о. Тихон прибыл крестным ходом с чудотворной Седмиозерной иконой Божией Матери, произошел следующий случай. После молебна о. Тихон стал осенять народ иконой, как вдруг увидел, что все повалились наземь с криками: "Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас!" Оказалось, что народ неожиданно увидел сияние в виде венца, внезапно охватившее весь образ и руки о. Тихона, так, что от яркого света не было видно ни образа, ни рук. Богомольцы и седмиозерные послушники подумали, что образ уходит на небо, и, испугавшись, закричали. Позже на этом месте был построен храм. Так, Господь не оставлял угодника Своего, отмечая его чудесными явлениями и знамениями.
     Но настоящее почитание пришло к старцу тогда, когда прикованный к постели тяжким и внезапным недугом о. Тихон, по благословению архиепископа Владимира, был пострижен 5 октября 1892 года в схиму (с наречением прежнего имени Гавриил - в честь Архангела Гавриила) и в борьбе с телесными скорбями снискал особую благодать Божию, получив к прежним своим дарам дар "боголюбия" и дар врачевания (по молитве) душевных и телесных недугов. Пять лет был прикован иеросхимонах Гавриил к постели тяжкой своей болезнью, но телесная немощь укрепляла дух.
     Позже св. старец писал одному из своих духовных чад, академику-монаху:
     "Начну с Боголюбия! Быть может, по науке, по способности ума Вашего Вы знаете о Боголюбии несравненно более, нежели я, убогий. Слава Богу! Но если бы Вы были уязвлены сердцем этим Боголюбием, и оно совне и внутрь освящало, сожигало и переплавляло Вас, - то, конечно, ни напоминаний сладострастных, ни других каких-либо теней не было бы в Вашем сердце, и ничем оно не могло бы усладиться, кроме Боголюбия. Прости, мой любимче, и не подумай, что я хочу упрекнуть тебя в чем-либо. Нет, совсем нет! Мне желалось бы выяснить тебе, как ближайшему другу и брату о Христе, чувство Боголюбия, - то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал...
     Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога, - нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих. Желание любить Бога крепко возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал... Все способы испытал, на которые указывают: т.е. делать все доброе, быть милосердным к ближним... Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов и любил их, как то повелено Господом. Но самой любвито к Богу я в себе не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что я чужд этой Божественной любви... Я чувствовал, что сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная; я думал, что если буду иметь в себе эту любовь, - то оковы моих страстей спадут сами собой, следы их растают и перегорят от огня Божественной любви. Я был убежден в этом тогда и теперь удостоверяю, что иначе и быть не может. Это та самая истина, о которой сказано Самим Спасителем нашим Богом: Истина свободит вы, и вы поистине свободни будете...
     И вот, Господу моему было угодно, чтобы я заболел; и я заболел, а любви этой еще не испытал в себе; заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих - грехом, а любви-то еще не имею... Спешу каяться не раз и не два, очень много каюсь и получаю радость, ибо вижу, что грех начинает терять надо мною свою силу, так как греховного услаждения не стало в душе, помысл греховный не возникал в сердце, а покаяние соединилось с благодарностью к Богу.
     Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться - и меня причащали. По причащении Св. Тайн мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце переполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий... Я осознавал себя глубоко грешным, но в то же время горячая надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей, а что переживало при этом сердце, я не могу и описать... Я не чувствовал потребности в пище; тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовию ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое Боголюбие и вот что оно делает с душой человека!"(3)
     Святой старец Гавриил, еще не оправившись от болезни,(4) стал принимать богомольцев. По мере того, как слава о прозорливом подвижнике распространялась по всей округе, посетителей становилось все больше и больше. Старец поначалу, чтобы не отвлекать сердце от Иисусовой молитвы, принимал богомольцев, стараясь не открывать глаз. Однажды он был отвлечен от внутренней молитвы внезапно раздавшимся плачем. Оказалось, что пришедшие к старцу посетители уже давно молчали, он же - беседовал с ними, читая их мысли и отвечая на них. Это столь потрясло и испугало богомольцев, что они заплакали.
     Появились у старца и совершенно особые духовные чада. Ими стали студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии из числа монашествующих, коим давно не доставало такого духоносного и опытного наставника. "Академики" нередко неделями гостили в Седмиозерной пустыни у своего "батюшки Гавриила". Этому не только не мешал, но и всячески способствовал тогдашний ректор Академии епископ Антоний (Храповицкий). В эти годы из стен Казанской Духовной Академии выходят многие будущие иерархи Русской Церкви. Не все они были духовными чадами старца Гавриила, но большинство из них прибегало к его духовным советам, пользовалось его радушием и любовию в моменты тяжелых сомнений, когда совет опытного духовника и старца так необходим, душеполезен и душеспасителен.
     Большинство иерархов Русской Православной Церкви (из числа выпускников Казанской Духовной Академии), несших свой нелегкий архипастырский крест в России, приняли в разные годы мученическую смерть. Кто-то из них уже канонизирован Русской Церковью, чья-то канонизация еще впереди, но одно можно сказать совершенно определенно: те из будущих святителей, кто был среди духовных чад преподобного старца Гавриила, не впали в обновленческие и григорианские расколы, не отреклись от Христа, не предали Матери-Церкви и не покинули своей паствы, оказавшись достойными чадами своего духовного отца.
     Казанская Духовная Академия испытывала в конце XIX - начале XX вв. необыкновенный духовный и научный подъем. В Академии, благодаря влиянию ректора и духовному окормлению академических иноков старцем Гавриилом, сложилось удивительное иноческое братство.
     Чин пострижения в академическом храме Архангела Михаила совершал преосвященный ректор, восприемником часто становился св. старец Гавриил (он же исповедывал перед пострижением в монашество, и, нередко, перед рукоположением академического инока в сан диакона или иеромонаха). Один из выпускников Казанской Духовной Академии позже вспоминал о той поре: "Особенно величественно происходило шествие с постригаемым, когда впереди шел всеми уважаемый благолепный старец, схиархимандрит Гавриил, благоговейно осеняющий крестом путь приходящего к пострижению. Обыкновенно пострижение совершалось за всенощным бдением, после великого славословия. По окончанию службы наш преосвященный ректор всегда говорил назидательное слово новопостриженному".(5)
     Святой старец всегда принимал самое горячее участие в судьбе своих духовных чад, особенно иноков. Так, когда Евгений Масловский (будущий священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский и Щацкий,(6) а тогда - студент II курса Казанской Духовной Академии), поведал старцу, что всем сердцем желает принять монашество, но опасается, не преждевременно ли принятие такого подвига, и как бы не получить отказ у ректора Академии епископа Алексия (Молчанова), - старец пишет письмо Владыке Алексию (22 января 1901 года), где просит исходатайствовать у архиепископа Арсения благословение на пострижение студента Масловского. "Если же отложить его пострижение до какого-либо времени, - пишет преподобный Гавриил, - это то же будет, что угашать Дух Божий в нем, что противно словам св. апостола: Духа не угашайте.(7) В тоже время, опасаюсь, как бы отсрочка пострижения его в монашество не послужила бы ему источником тягостной муки душевной и, при том, не отразилась бы тяжело и на его физическом здоровье(8). Упованием на помощь Божию и содействием Духа Божия вполне ручаюсь за будущность его в монашестве".
     Слово "ручаюсь" епископом Алексием было подчеркнуто, в чем выразилось естественное человеческое сомнение - как может человек (хотя бы и опытный старец) ручаться за другого человека, когда все - в воле Божией. Но не мог же он предположить, что здесь - ручательство иного рода, здесь святость свидетельствовала о святости, духовный отец - о своем духовном сыне. Как знать, не прозревал ли уже тогда святой старец ("содействием Духа Божия") грядущий мученический путь своего духовного чада, не знал ли, что "будущность в монашестве" предполагаемого для пострижения Евгения Масловского будет, действительно, праведна и свята?..
     10 февраля 1901 старец (тогда еще - иеросхимонах) исповедал в академическом храме Евгения Масловского перед пострижением его в мантию и в тот же день, во время всенощного бдения, участвовал в пострижении своего духовного чада в монашество. Постригал Масловского ректор Академии епископ Алексий. И многие питомцы Казанской Духовной Академии из числа духовных чад старца, ставшие позже известными архиереями, вплоть до блаженной кончины преподобного Гавриила не теряли с ним духовной и молитвенной связи, переписывались с ним и навещали его.
     После смерти наместника Седмиозерной пустыни о. Виссариона архиепископ Арсений, очень почитавший святого старца, предложил ему принять на себя наместничество, но иеросхимонах отказался по скромности и болезненности, предвидя, кроме прочего, и то, что назначение это может вызвать недобрые чувства у некоторых из числа братии. Однако, когда несколько подряд наместников не справились со своей должностью, архиепископ Арсений настоял на своем, и в феврале 1902 года иеросхимонах Гавриил был утвержден Св. Синодом в должности наместника Седмиозерной пустыни, а 9 июня - возведен в сан схиархимандрита.
     К этому времени старец был известен уже далеко за пределами родной епархии. Среди высоких покровительниц, почитательниц, а позже и духовных чад старца была и Великая Княгиня Елисавета(9), которая почти ежегодно посещала пустынь, неопустительно бывая на всех монастырских службах. Для сей высокой гостьи не готовилось особого стола, а подавалась общая братская трапеза. В четыре часа вечера происходило чаепитие в настоятельских покоях, где вместе с Вел. Княгиней Елисаветой и ее верной помощницей инокиней Варварой, чаевничали и участвовали в беседах духовно окормляемые старцем "академики".
     Еще до своего наместничества, старец Гавриил, по благословению архиепископа Арсения, приступил к постройке храма для неусыпного поминовения усопшей братии монастыря и всех православных христиан. Это было удивительное предприятие, и не сразу в сердцах братии нашло оно понимание, однако, Божиим Промыслом нашлись на строительство храма (хотя вначале предполагалось строить только часовню) средства, которые пожертвовали почитатели и духовные чада старца, которого и сам архиепископ поминал не иначе как "строителя" сего храма. 16 мая 1899 года совершена была закладка храма, чин которой совершил архиепископ Арсений, а поучение произнес старец Гавриил. По окончании поучения из собора к месту закладки нового храма был совершен крестный ход во главе с архиепископом Арсением.
     Неутомимые работы старца по строительству храма подтачивали и без того слабое здоровье старца, и лишь бодрость и неутомимость духа поддерживали немощное тело. Иногда "в награду" за труды приходилось выслушивать и то, что храм излишен и цель его туманна (тогда старец Гавриил не был еще наместником). И только от Господа, Судии Праведного и Безкорыстного, ждал он себе справедливой награды, да милостивая поддержка и доброе слово Казанского Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Арсения, были ему опорой.(10)
     14 октября 1900 года архиепископ Арсений совершил первое всенощное бдение, а 15 октября совершил чин освящения нового храма в честь преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиозерной пустыни - схимонаха Евфимия) и свт. Тихона Задонского (небесного покровителя схиархимандрита Гавриила до принятия им схимы). Храм был двухэтажный. В нижнем храме было устроено помещение для неусыпаемого чтения Псалтири (под самым алтарем)(11) и кельи для шести чтецов-иноков. Под этим помещением, в свою очередь были устроены усыпальницы для погребения усопших (строителей и благотворителей святой обители). Сам храм, располагавшийся на втором этаже, в короткое время был украшен иконостасом, иконами и добротной утварью, благодаря пожертвованиям от почитателей старца.
     Удивительное дело! В 1928 году большевики разгромили пустынь, иноков: кого - расстреляли, кого - сослали в концлагеря. Взорвали и снесли, практически, весь монастырь. И только один храм св. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского, устроенный силами святого старца для поминовения почивших в Бозе православных христиан, устоял. Устоял, как некий знак святости его устроителя, как надежда на возрождение святой обители, коей Господь даровал еще одного небесного покровителя - преподобного старца Гавриила.
     С этим храмом связано очень многое в жизни схиархимандрита Гавриила. Здесь он часто говорил свои проникновенные проповеди о смысле жизни и смерти, о жертвенности и воздаянии за нее, о пользе поминовения усопших... Здесь был упокоен по своей блаженной кончине... И в этом же дивном храме сподобился преподобный Гавриил чудесного видения Тайны Христовой Жертвы за грехи людей, сонма Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов, сонма святых и, наконец, Самого Спасителя, приносящего Себя в Жертву Богу и Отцу Своему за грехи людские. Позже, старец в редких случаях не проливал на Литургии слез во время призывания Святого Духа: такое сильное осталось у него впечатление от воспринятой им в этом видении Тайны Христовой Жертвы.
     Почитание и известность старца настроили против него нескольких насельников из числа братии, насчитывавшей более, чем сто человек. В результате козней этих завистников, только что прибывший на Казанскую кафедру архиепископ Никанор, не разобравшись в сути дела, удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила об увольнении его от должности наместника. Вскоре последовало обвинение старца в неумении вести монастырское хозяйство, в попустительстве вору-казначею и даже (!) едва ли не в разорении обители... А одно заявление некоего "почетного гражданина С.Поливанова" и вовсе вменяло старцу-молитвеннику принадлежность к... "партии социал-демократов"(!), на основании того, что старец будто бы не служил в царские торжественные дни. Однако, опрос братии полностью развеял это чудовищное и немыслимое обвинение.
     Не будем здесь смущаться возведенными на старца гонениями, ближайшее рассмотрение всего дела безусловно оправдывает его (впрочем, святость не нуждается в оправдании или защите человеческой). Много пришлось пережить незаслуженных обид престарелому старцу с мая по июнь 1908 года. Его подвергли нескольким обыскам, лишили келейников, выселили из домика, построенного средствами почитателей и духовных чад старца еще до его наместничества (т.е. до того, как в его руках появилась возможность распоряжаться кассой монастыря). Сырая и неприспособленная келья, куда перевели старца, оказалась непригодной для его расстроенного здоровья.
     На этом фоне так трогательно участие в судьбе старца его духовных чад. 20 мая 1908 года в консисторию поступило прошение от почетного гражданина Барлова с просьбой разрешить схиархимандриту Гавриилу поселиться в имении Барлова, где старцу будет предложены и уход, и нормальные условия, и своя часовня с кельей. Еще лет за 15 до 1908 года Барлов приобрел имение близ пустыни. Прозорливость и святость старца произвели на него то чрезвычайное впечатление, которое выросло в желание посвятить всю свою жизнь заботе и ухаживанию за престарелым схиархимандритом. Барлов решил устроить в своем имении скит, где старец Гавриил мог бы жить и начальствовать, о чем с внутренним трепетом и поведал старцу. Однако, старец предал осуществление этого плана воле Божией. Но ни этому плану, ни другим предложениям со стороны почитателей старца не суждено было осуществиться. Господь вел преподобного Гавриила иными путями.
     Один из духовных сыновей святого старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), бывший тогда игуменом псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, выхлопотал перевод схиархимандрита Гавриила к себе. Обитель очень нуждалась в опытном духовном наставнике, и братия телеграммой просила преподобного Гавриила не отказывать ей в духовном окормлении. Старец, полностью полагаясь на волю Божию, стал готовиться к отъезду. Уже пора было садиться на пароход, а денег на дорогу не хватало. Здесь один из провожавших духовных чад старца - архимандрит Варсонофий(12), догадался спросить, а есть ли у батюшки деньги на дорогу. Узнав, что - нет, он тут же отправился в город и в скорое время отыскал нужную сумму, успев вручить ее старцу в самый момент отхода парохода от пристани.
     В конце июня схиархимандрит Гавриил приехал в Псков. Погостив здесь несколько дней у монахолюбивого архиепископа Арсения(13), старец отбыл в монастырь. Когда вместе с сопровождавшим его игуменом Иувеналием батюшка Гавриил подъехал к пустыни, то не смог удержаться от слез: у святых ворот монастыря его встречала вся братия с чудотворным образом Всемилостивого Спаса на руках, Господь утешал старца после тех душевных скорбей, которые ему пришлось пережить в родной обители, благоустроению и прославлению которой старец отдал четверть века!
     Уже по состоявшемся переводе в Спасо-Елеазаров монастырь, решением и расследованием особой комиссии схиархимандрит Гавриил был полностью оправдан.(14)
     В Спасо-Елеазаровой пустыни старец Гавриил занялся усиленно Иисусовой молитвой, положив себе вычитывать ее 12 тысяч раз, кроме того, вычитывая положенные по Уставу службы: полунощницу с кафизмой, утреню, часы - 1, 3, б, 9-й, вечерню с повечерием, келейное общее правило. И при этом никому из богомольцев не отказывая в приеме.
     Враг рода человеческого не мог выносить такой молитвенности старца и однажды, во время занятия Иисусовой молитвой, преподобный Гавриил увидел, что в двери к нему вошел какой-то косматый человек - "как цыган", по определению старца - и злобно оскалился: "Я тебя и отсюда выгоню!" Но старец подавил смущение и смиренно ответил: "Ну что же, буди воля Божия!" - и продолжал Иисусову молитву. Явившийся же бесшумно исчез.
     Через некоторое время к молитвенному деланию и духовному окормлению монастырской братии старец Гавриил присоединил еще и духовное наставничество народа, толпами стекавшегося к нему. Старец прославился как великий утешитель и помощник в скорбях. Один рыбак, два года не имевший удачи в ловле и пришедший от того в полный убыток и в совершенное уныние, пришел просить святых молитв старца. Преподобный Гавриил решительно не велел ему покидать своего занятия: "Не падай духом, Господь тебя не оставит!" И в скором времени рыбак со слезами на глазах благодарил батюшку, поднося корзину свежей рыбы, ибо там, где у других шла мелкая и "незавидная" рыба, ему попадалась ценная. В короткое время рыбак дела свои поправил и долги уплатил. Подобных историй было множество, и всегда благодарные труженики несли старцу-молитвеннику как бы некую дань своего любящего сердца, дань признательности за действенную молитвенную помощь. Часто, угощая своих посетителей свежей рыбой, плодами, выпечкой и пр., и ловя недоуменные взгляды, старец улыбался и растолковывал: "Да ведь у меня свои рыбные ловли!.." - или: "Кушайте во славу Божию, не стесняйтесь: у меня ведь свои пекарни, свои сады, огороды!"
     Те же, кто не слушал советов прозорливого старца, горько платились за это. Так, одна девушка, которую преподобный Гавриил не благословлял поступать в Ильинскую монашескую общину, не послушалась и все-таки поступила, но там - обожглась и вскоре скончалась от ожогов. Часто старец писал своим духовным чадам, не дожидаясь их письма и оказывалось, что совет его оказывался ответом на тягостные недоумения и жизненные скорби, принося разрешение от сомнений и тревог.
     Не менее часто батюшка Гавриил говорил своим келейникам, кто должен приехать или чье письмо в этот день прибудет, и, действительно, приезжали эти люди, приходили письма. А то, иной раз, старец прямо по имени называл впервые видимых им людей, приходящих к нему за духовным советом. Каждый день старца, по свидетельству окружавших его и близких ему людей, был исполнен удивительных и поучительных событий.
     Весть о новом благодатном и прозорливом старце наводнила пустынь толпами богомольцев, коих в день у старца бывало до 150 человек. Кто искал разрешения от тягостных сомнений, кто - молитвенной помощи, кто приходил к старцу в надежде на чудесное исцеление от физических недугов. Если батюшка не успевал всех принять в этот день, то выходил на благословение, говорил проповеди и поучения.
     Как-то раз принесли на руках девочку 11-12 лет, обездвиженную уже три или четыре года. Мать девочки со слезами умоляла святого старца помочь и исцелить дочь. Старец сдавил девочке большой палец босой ноги, свисавшей беспомощно - девочка вскрикнула от боли. Старец улыбнулся: "Да она еще ходить будет! Пойдите в собор (Елеазаровский), помажьте ножки-то маслицем из лампадки от Царицы Небесной(15), помажьте, она и выздоровеет". Несколько лет спустя одна девушка настойчиво добивалась встречи со старцем, и хотя тот был болен, ее допустили к нему. Девушка кинулась в ноги старцу и оказалось, что это была та самая 12-летняя девочка, которая по молитве старца исцелилась и за несколько лет столь окрепла и выросла, что старец ее сразу и не признал.
     Так же на руках принесли одного высоченного роста мужчину по имени Григорий, который много лет страдал страшным ревматизмом. Старец и его направил в собор - помолиться Божией Матери и помазать ноги лампадным маслом. Мужчина, действительно, выздоровел, и его часто можно было видеть веселого и благодарного в гостях у святого старца.
     Однажды к преподобному Гавриилу приехали из разных мест, но остановившиеся в одном номере, две женщины, страдавшие противоположными недугами: одна - сильным кровотечением, совершенно изнурившим ее, другая - полным лишением очищения крови. Обе просили помощи и молитв старца и обе получили один совет - взять масло от лампады Цареградской иконы Божией Матери, согреть его у себя дома и обильно натереть им живот. Утром обе женщины со слезами радости прибежали к батюшке, ибо в ночь почувствовали, что исцелились. Они слезно благодарили святого старца за помощь, но преп. Гавриил спокойно заметил им: "Я тут не причем, Царицу Небесную благодарите!.."
     Видя, что народ стал все чаще приходить к нему с просьбами об исцелении недугов, святой старец, по смирению своему, желая отклонить от себя очень уж усердное почитание некоторых богомольцев, стал для видимости прибегать к гомеопатическим средствам: давал недужным какие-нибудь капли или витаминки, и многих исцелял от серьезных и для врачей неизлечимых болезней. Но эта малая хитрость не могла умалить благодарности исцеленных.
     Но более всего преподобный Гавриил пытался помочь нервнобольным, близким к отчаянию, сумасшествию. Он удивительно влиял на них своею кротостью и смирением. Иногда он приказывал больным подойти к нему сразу после его службы и приобщения Святых Тайн. Когда больные подходили, он, показывая им свои руки, говорил: "Вот, эти руки сейчас держали "Содержащего всяческая"...". И при этих словах крепко обнимал голову больного, мягко сжимая ее и трижды благословлял: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа". Так, еще в Седмиозерной пустыни, возложением рук после совершения Бескровной Жертвы, старец исцелил одного господина от сильной лихорадки. Часто, когда молитва помогала не сразу, старец накладывал на себя дополнительные обеты, и тогда исцеление приходило. Эти обеты, конечно, сильно утруждали немощную плоть святого старца, но сильно укрепляли его дух.
     Великая Княгиня Елисавета и в этот, Спасо-Елеазаров, период церковного служения старца Гавриила не покидала своего духовного наставника. Она часто посещала пустынь, старец же, в свою очередь, по приглашению матери-настоятельницы, приезжал в Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестер обители.(16)
     Своему брату Эрнесту Вел. Княгиня Елисавета в 1911 году писала: "Дорогой Эрни, я немного отдыхаю в маленьком монастыре в лесу около Пскова, там, где проживает дорогой старец Гавриил - об этом я рассказывала тебе перед моей поездкой в монастыри Новгорода и Пскова. Какое это сокровище, как это прекрасно!.. Ты и сестры обязательно должны приехать и посмотреть все это вместе со мной. Теперь, так как я пустилась в паломничество, я, конечно, почти все время в церкви, но для тебя мы можем сочетать и с поездкой на замечательное озеро и реки, которые здесь вокруг".(17)
     Сохранилась фотография, на которой запечатлены: Великая Княгиня Елисавета и схиархимандрит Гавриил.
     Когда духовные чада и почитатели старца, в виду слабости его здоровья и невозможности служить постоянно, расположились устроить ему домовую церковь, св. Великая Княгиня Елисавета не только ссудила часть необходимой на это дело суммы, но и пожертвовала иконы на иконостас (рисунок которого был сделан по ее мысли и под ее наблюдением), подсвечники, одеяния на престол и жертвенник, а также облачения для самого старца. Другие духовные чада снабдили церковь всей остальной необходимой утварью.
     5-7 августа 1910 года на освящение храма съехались многочисленные духовные чада старца, среди коих и епископ Иннокентий (Ястребов)(18), известный миссионер, также воспитанник Казанской Духовной Академии. Ко дню приезда Великой Княгини Елисаветы в монастыре собралось несколько тысяч паломников и богомольцев, прибыли светские власти, архиепископ Арсений (Стадницкий). Торжественное освящение храма запомнилось всем... С этих дней старец весь отдался службе, которую не мог совершать без слез:
     - Не могу видеть Пречистого Тела Христова, обагренного Кровию. Ведь это - за нас все! И чувствую, прямо-таки чувствуются страдания Христовы и любовь-то его безмерная. Вот и не могу не плакать, хоть и удерживаю себя. Да, ведь и голове-то больно, если сдерживаться... А волю дать себе (плакать) - боюсь вас соблазнить... Уж вы простите меня!
     Это живое чувство Христа, переживание Его Искупительной Жертвы, которое доступно лишь стяжавшим дух святости, мира, любви и дар слезной молитвы, поражали богомольцев, и иногда маленькая домовая церковка просто содрогалась от рыданий молящихся, переживавших какое-то новое ощущение от молитвы. Однако, опасаясь, что такие службы могут послужить соблазном кому-то, старец стал ограничивать число служб, посещаемых паломниками.
     Каждое лето к старцу съезжались многочисленные его духовные чада. С первых чисел мая и до конца августа в домике гостеприимного старца Гавриила не переставали бывать все новые и новые люди. Здесь были и "академики" (Владыки, архимандриты, иеромонахи, студенты академий, преподаватели, чиновники, священники), и люди "высшего света", и простолюдины, и монахини различных монастырей, и купцы, и ремесленники. Часто к "родному батюшке" приезжали целыми группами, а миряне - даже семьями. Всем старец был рад, для всех оставался духовным и прозорливым наставником, умеющим утешить и помочь.
     Каждый год приезжали к старцу монахини и послушницы псковских монастырей, часто - целым клиросом, чтобы в течении нескольких дней служить в домовой церкви при старце-утешителе, вразумляющем их беседами о спасении. Влияние старца на сестер было очень велико, да и родные его сестры - Евгения и Анна, приняли монашество с именами Евстолия и Агния.
     В свои приезды в Москву в Марфо-Мариинскую обитель, святой старец обязательно посещал и Троице-Сергиеву лавру. В то время ректором Московской Духовной Академии был один из многочисленных духовных сыновей старца - епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), выдающийся иерарх Русской Церкви, строгий аскет, знаток святоотеческого богословия и канонического права. Владыка Феодор был духовным чадом старца еще со времен своего студенчества в Казанской Духовной Академии, которую закончил в 1900 г. (и на год был оставлен в ней профессорским стипендиатом).
     Во время своих приездов в Московскую Академию схиархимандрит Гавриил не оставлял своим духовным попечением иноков-студентов, тянувшихся к "знаменитому старцу". Особые воспоминания о старце оставил один из его духовных чад.
     Он вспоминал, как после своего пострижения в монашество, в Московскую Духовную Академию к Владыке Феодору прибыл "знаменитый старец схиархимандрит Гавриил". Владыка собрал всех постриженников (человек 15-20) к себе. Дивны и трудновообразимы нынешнему времени эти беседы старца с юным и только начинающим свой иноческий путь монахом. "Батюшка рассказывает, - вспоминал он, - я внимательно слушаю, не спуская с него глаз. И прямо не верится, что все это было. Батюшка сидит весь белый, как лунь, мирный, веселый, за окном стоит тихий вечер, из сада доносится приторный и сильный запах жасмина... Хорошо было так сидеть со старцем о. Гавриилом тихими теплыми вечерами... Я в жизни как раз переживал исключительный период, собственно: переход из мысленного Египта через "моря чермную пучину"... И встретить на пути такого Моисея мне было крайне сладостно и, как я вижу теперь, прямо необходимо ..."(19)
     В 1915 году старец внезапно (видимо по знамению свыше), сказал, что собирается в Казань: "Поеду в Казань - и там умру!" Это было в июле, а в августе военные события и здоровье старца, действительно, побудили келейников просить схиархимандрита Гавриила переехать в иное, более спокойное место. Старец выбрал Казань: "Там меня о.Гурий(20) схоронит, он благочестно похоронил о.Варсонофия(21), похоронит также и меня".
     24 августа старец навсегда покинул Спасо-Елеазарову пустынь и 27 августа прибыл в Казань, где остановился у своего духовного чада инспектора Академии архимандрита Гурия (Степанова). Старец совершенно определенно сказал, что приехал умирать. И, действительно, только месяц отделяет день его отъезда из Пскова и день его блаженной кончины. Первые дни проходили в трогательном прощании святого старца со своими духовными чадами, среди которых были и академические иноки: иеромонахи Амфилохий (Скворцов), Афанасий (Малинин), Евсевий (Рождественский), Варсонофий (Лузин), Софроний (Сретенский), Иона (Покровский), Викентий (Буланов)(22) и др.
     Последние же земные дни старца проходили в пограничном состоянии полного сознания и беспамятства. Но даже тогда, когда окружающим казалось, что старец в беспамятстве, дух молитвы не покидал преп. Гавриила. Неоднократно слабеющая рука его пыталась подняться для крестного знамения, а иногда старец отчетливо произносил: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Должно быть, старец жил своей внутренней жизнью и даже, быть может, "совершал свой последний подвиг предсмертной брани с искусителем рода человеческого".(23)
     Последнее Причастие Святых Тайн принял старец из рук своего духовного чада иеромонаха Ионы(24). Утром 24 сентября старцу прочитали исповедание грехов повседневное, по окончании которого преподобный Гавриил явственно произнес: "Прости мя, отче, и разреши грешника". И добавил: "Спастися подобает многими скорбями".(25) Это были последние слова святого старца.
     После соборования по полному чину старец еще некоторое время жил и под последние слова "отходной" мирно и благочестно почил о Господе. Это было в 23 часа 10 минут 24 сентября 1915 года.
     Тотчас была отслужена лития, тело облечено в погребальные одежды и тогда уже совершена великая панихида в присутствии преосвященного ректора Академии епископа Анатолия(26) с иноческой братией. С этого момента началось непрерывное до самого погребения служение панихид и чтение Евангелия. Духовные чада из числа академической корпорации сменялись иноками Седмиозерной пустыни. Было решено похоронить старца в пустыни, в склепе под храмом св. Евфимия Великого, под храмом, строителем которого был сам схиархимандрит Гавриил.
     В воскресение 27 сентября, утром, к моменту выноса почившего старца в академический храм, приехал епископ Каширский Иувеналий (Масловский), в понедельник прибыла Великая Княгиня Елисавета, подъезжали из разных городов и епархий и другие духовные чада старца.
     Отпевание по полному чину совершали в академической церкви 28 сентября: архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий), епископ Чебоксарский Борис (Шипулин), епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), епископ Каширский Иувеналий (Масловский); архимандриты Гурий, Герман (ректор Вифанской семинарии), Иоасаф (настоятель Спасо-Преображенского монастыря г.Казани, председатель Миссионерских курсов), Иов (смотритель Саратовского духовного училища), Гавриил (смотритель Вольского духовного училища),(27) иеромонахи из числа преподавателей и студентов Академии, более двадцати священнослужителей. Великая Княгиня Елисавета с несколькими сестрами присутствовала и на отпевании, и на Божественной Литургии. Трогательное отпевание это завершилось только к двум часам по полудню. По окончании поминальной трапезы останки в Бозе почившего старца были на руках иночествующей братии изнесены из храма для следования в Седмиозерную пустынь. Гроб был несен на руках духовных чад старца до Грузинской церкви, где он был поставлен на дроги. Перед всеми встречными храмами совершались литии, звучал погребальный колокольный звон. У здания Духовной Семинарии лития была совершена воспитанниками и наставниками Семинарии. У часовни Всемилостливого Спаса(28) гроб ожидала Великая Княгиня Елисавета, проследовавшая за ним до Спасского монастыря, где архимандритом Иоасафом с братией была также совершена лития. Далее процессия проследовала до кафедрального собора, где состоялось прощание Великой княгини Елисаветы с телом дорогого ее сердцу старца. Епископ же Иувеналий, о.о. архимандриты и иночествующая братия отправились к месту последнего земного приюта святого старца.
     На всем пути до Седмиозерной пустыни совершались литии при большом стечении народа. Уже вечером процессия с телом преподобного старца прибыла в пустынь. Обитель была освещена по пасхальному: перед высокой колокольней горели бочки со смолой, то же - и на ограде. Торжественно встреченный гроб почившего на руках братии был внесен в главный храм, и тотчас началась великая панихида. Так, изгнанный из пустыни через наветничество и неправду этого мира, старец, по Промыслу Божьему, вернулся в родную обитель в еще большей славе, чем тогда, когда изгонялся. Теперь святость старца открылась перед чувствующей свою вину братией обители во всей своей полноте. Вновь и вновь мысленно возвращаясь к житию преподобного старца Гавриила, нельзя не видеть как на сем угоднике Божием исполняются заповеди блаженств...
     Особое слово следует сказать о духовных чадах старца. Вспомним, кто был среди ближайшего окружения схиархимандрита Гавриила. Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета со своей верной спутницей инокиней Варварой; сщмч. Иувеналий (Масловский), получавший небесными ходатайствами святого старца минуты утешения даже в тюремных и лагерных узах. Так, в одном из писем, написанных из Томских лагерей 11 апреля 1937 г., Владыка Иувеналий, между прочим, писал и о внезапном освобождении его от непосильных лагерных работ: "Это милость Божия, явленная мне в день памяти (Ангела) моего приснопамятного батюшки старца о. Гавриила, его святыми молитвами"(29). Владыка Анатолий (Грисюк), строгий аскет высокой духовной жизни, будучи митрополитом Одесским, в условиях тяжелейших гонений окормлвший свою одесскую паству, был среди почитателей старца Гавриила; архимандрит Гурий (Степанов), впоследствии - достойнейший иерарх, принявший в сане архиепископа мученическую смерть; архимандрит Герман (Ряшенцев), впоследствии архиепископ и Владыка Феодор (Поздеевский) - еще два святителя, принявших мученическую кончину от рук безбожников; архимандрит Иоасаф (Удалов), в сане епископа Чистопольского, временно управляющего Казанской епархией, возглавивший антиобновленческое движение, поддержанное всеми монастырями епархии, расстрелянный 2 декабря 1937 г., в день памяти Иоасафа, царевича Индийского - это лишь несколько духовных чад старца. Удивительна, например, судьба иеромонаха Ионы, впоследствии - епископа Ханькоуского. О его архипастырском служении с глубокой благодарностью отзывались все, кто волею Божией оказался в Китае (в том числе и митрополит Нестор Камчатский).(30) Духовное чадо старца Гавриила, Владыка Иона, еще будучи монахом, долгое время проживал в Оптиной пустыни. И поэтому глубоко символично было его погребение в поручах и епитрахили св. старца Амвросия Оптинского. Еще при жизни епископа Иону почитали святым. Это почитание не оскудевает и поныне.(31)
     Память о преподобном старце Гаврииле и замечательных его духовных чадах с нежностью хранится как в нашем Отечестве, так и за пределами онаго. В Америке, Китае и даже Палестине,(32) там, где Господь привел нести церковное служение духовным чадам и почитателям старца, сущим в рассеянии, сохраняется о преподобном Гаврииле память.
     В самом Казанском крае почитание св. старца Гавриила не оскудевало и в годы гонений на Церковь. При епископе Казанском и Марийском Пантелеймоне в начале 80-х годов для Никольского кафедрального собора была написана икона "Собор Казанских святых", на которой был изображен и очень почитаемый в епархии старец Гавриил Седмиозерский.(33) Этому обстоятельству предшествовала передача иеросхимонахом Серафимом (одним из последних оставшихся в живых насельников Седмиозерной пустыни) мощей преподобного старца, кои удалось ему спасти, когда безбожники, разорявшие храм св. Евфимия Великого, решили осквернить и погребение схиархимандрита Гавриила, чьи честные останки почивали в этой церкви под спудом. Разорением могилы старца власти хотели остановить почитание его народом, часто в большом количестве стекавшемся к могиле "батюшки Гавриила", в уповании на его небесную помощь и заступление.
     Спасенные мощи, как драгоценную святыню, иеросхимонах Серафим тайно сохранял у знакомых монахинь, опасаясь хранить мощи старца у себя из-за возможности внезапного обыска и даже ареста.(34) И только когда опасность ареста миновала, а также предчувствуя приближение своей кончины, благочестивый иеросхимонах передал Казанскому архиерею мощи старца Гавриила вместе с другой сохраненной о.Серафимом дорогой для казанцев святыней - чудотворной Седмиозерной иконой Божией Матери Смоленской.(35) Мощи старца были положены Казанским Владыкой в ковчежец и поставлены в Крестовом храме Архиерейского дома.
     Народ очень почитал старца Гавриила, в рукописях распространяя его жизнеописание и проповеди. Как к великим святыням приходили православные христиане поклониться месту разоренного храма и оскверненной могиле старца. Многие не знали, что мощи старца были спасены, но в народе жило твердое упование на то, что Господь не допустит нечестия и еще прославит старца и пустынь.
     В 1990 г., когда Русской Православной Церкви был возвращен Петропавловский собор г. Казани, для иконостаса нижнего Сретенского храма этого собора, по благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия, была написана икона преподобного старца Гавриила, а в 1991 году большим тиражом издана брошюра "Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиозерная Казанская Богородичная пустынь".(36)
     В саму Седмиозерную пустынь паломничество никогда не оскудевало. В разоренной обители, где ныне возрождается церковная жизнь и монастырская община,(37) чудесным и промыслительным образом остался единственный сохранившийся храм - тот, в котором почивали честные останки преподобного старца Гавриила. Сюда приезжают паломники из многих городов России, из ближнего и дальнего зарубежья, здесь ежегодно на празднование Смоленской иконы Божией Матери (28 июля/10 августа) устраиваются крестные ходы с участием духовенства казанских церквей и многочисленных богомольцев, приезжающих и из соседних епархий (Чувашской и Марийской).
     В 1995 году комиссия по канонизации святых Казанской епархии направила в Синодальную комиссию по канонизации святых обстоятельные материалы(38) к прославлению схиархимандрита Гавриила в лике местночтимьгх святых. А 25 декабря 1996 года на имя архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия поступило благословение Святейшего Патриарха Алексия II: "Ваше Высокопреосвященство! Синодальной комиссией по канонизации святых рассмотрены представленные Вами материалы о подвижнической жизни схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Седмиозерной пустыни. Вашему Высокопреосвященству благословляется Нами совершить прославление в лике местночтимых святых Казанской епархии преподобного схиархимандрита Гавриила (Зырянова)".
     Ныне разоренная Седмиозерная пустынь и весь Казанский край постепенно возрождаются в прежнем благолепии и величии небесным ходатайством Казанских святых, в том числе, и горячим предстательством перед Престолом Божиим преподобного Гавриила, стяжавшего благодатные дары святости и воспитавшего для Русской Православной Церкви целый сонм новых мучеников, коим и величается святой старец в Небесном Иерусалиме, как исполнивший заповеди блаженств и непреложный глагол Спасителя: Не может древо добро плоды злы творити (Мф. 7, 18).


1 Архимандрит Симеон. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Изд.2-е, Джорданвилль, 1964. - с.21.
2 Архимандрит Симеон. Указ. соч. - с.30.
3 Цит. по Архимандрит Симеон. Ук. соч., с.60-61.
4 Результатом болезни стала та полнота старца, над которой он сам часто подшучивал, говоря, что это ему в наказание за невольное осуждение одного полного схимонаха, о котором Гавриил, тогда еще послушник Оптиной пустыни, подумал: "Ну и схимник!.."
5 Православная жизнь. - №9 (549), сентябрь 1995. с.8.
6 Канонизирован в 1992 году как местночтимый Рязанский святой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П (Указ от 23 июня 1992 года).
7 1 Фес. 5, 19.
8 Не в этой ли убежденности старца ответ, почему сам он в юности так стремился к принятию иночества, и почему уход его из Оптины оптинские старцы не вменили ему в осуждение?
9 Преподобномученица Великая Княгиня Елисавета (вместе со своей верной спутницей и келейницей преподобномученицей инокиней Варварой) канонизирована Архиерейским Собором РПЦ 1992 года. Великая Княгиня Мария Павловна, племянница Вел. Княгини Елисаветы, в своих воспоминаниях указывает совершенно определенно на то, что Елисавета Феодоровна не была простой "почитательницей" старца, а являлась его духовной дочерью: "Отец Гавриил был духовником моей тети" ("Education of a Princess: A Memoir by Graud-duchess Marie", New York: Viking Press, 1931, pg. 200).
10 Построение и освящение храма в Седмиозерной пустыни для поминовения усопших и непрестанного чтения Псалтири. - Казань, Типолитография Императорского Университета, 1901. - с.9
11 Старец Гавриил предложил Духовной Консистории следующее устроение неусыпаемого чтения Псалтири: "Желательно, чтобы: 1) чтение псалтири не по букве только называлось неусыпаемым, а главное - чтобы оно не прерывалось, даже на малое время; 2) чтецы должны быть благонамеренны, в страхе Божием пребывающие, а потому, кроме псалтирного чтения, на них не должно возглагать других послушаний, могущих препятствовать этому святому делу; 3) чтецов должно быть шесть человек й более, сменяя друг друга по часам аккуратно". На этом предложении последовала резолюция архиепископа Арсения от 31 июня 1899 года: "Вполне одобряю изложенное в сем прошении. Отцы настоятели обители или их наместники, отцы благочинные свято соблюдают сие. Неусыпаемое чтение псалтири приносит несомненную пользу и обители, и поминаемым, и творящим поминовение." О чем и уведомлялся о.наместник Седмиозерной пустыни со старшей братией указом Казанской Духовной Консистории от 26 августа 1899 года.
12 Архимандрит Варсонофий был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, председателем Совета Миссионерских курсов (отделения КазДА) при сем монастыре, очень известным и уважаемым в городе монахом. О скромности и смирении этого духовного чада св.старца Гавриила говорит тот факт, что о.Варсонофий отказался от епископской хиротонии, ссылаясь на недостоинство свое служить Церкви в столь высоком сане. Почил в Бозе в 1912 году, успев принять схиму с именем Алексия. Погребен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле при огромном стечении народа, среди которого были и очень почитавший почившего единоверцы. Почитатели и друзья о.Варсонофия на собственные средства устроили памятник, а архиепископом Волынским Антонием был объявлен денежный сбор "лепта о.Варсонофия" для учреждения при Казанской Академии особой стипендии имени архимандрита Варсонофия.
13 Арсений (Стадницкий), митрополит Новгородский и Старорусский. Известный иерарх Русской Православной Церкви, один из трех кандидатов на Патриарший Престол на Поместном Соборе 1917-18 гг. В 1922 году вместе с Патриархом Тихоном был привлечен к суду, отбывал ссылку в Средней Азии, с 1927 г. - постоянный член Временного Синода при митрополите Сергии (Страгородском), с 1933 г.- митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался 23.2. 1936 в Ташкенте, где и погребен на городском кладбище. В бытность свою архиепископом Псковским (1903 - 1910 гг.), весьма почитал старца Гавриила, часто посещая его в Спасо-Елеазаровом монастыре.
14 В отчете комиссии, в частности, говорилось: "Заявление г.Поливанова, что Седмиозерная пустынь падает постепенно и разрушается, ничем не подтверждается. Обитель вообще в хорошем состоянии. Святые храмы и здания, иконы содержатся в порядке и ничего в них не расхищено и не разрушено. Все обитатели монастыря сыты, обуты и одеты, служащие все исправно получают жалованье и содержание. Скот весь цел и в хорошем виде. Инвентарь в целости. Огороды засеяны овощами, поля - хлебом. Пасеки целы и в хорошем состоянии. Правда, есть за обителью долги, перешедшие неоплаченными от предыдущих хозяев - наместника о.Гавриила и казначея Тихона, иеромонаха, с небольшим 10000 руб., но долги в Седмиозерной пустыни не редкость, к каждому лету они прикапливаются и летними доходами, после хода с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери по г.Казани, постепенно уплачиваются. Так показали о долгах о.Гавриил, и о.Тихон, и коммерческие люди, кредиторы пустыни". Кроме того отмечалось, что именно при наместничестве схиархимандрита Гавриила пустынь была приведена в цветущий вид, а многие животноводческие производства, пасеки и пр, появлением своим обязаны именно старцу.
15 Спасо-Елеазаров Великопустынский общежительный мужской монастырь находился в 25 верстах от Пскова на р.Толбе. Был основан преп. Евфросином в 1447 г.; в 1766 г. в него переведена братия закрытого Спасо-Великопустынского монастыря. Среди святынь монастыря: мощи преп.Евфросина и ученика его преп.Серапиона; чудотворные: икона Всемилостивого Спаса и Цареградская икона Божией Матери. За маслицем из лампады от этой последней Цареградской иконы отправлял св.старец приходящих к нему.
16 Сохранилось, например, одно из писем старца Гавриила сестрам Марфо-Мариинской обители. - см. Даниловский Благовестник. Вып. 8, 1996. - с.25
17 Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. - М.: Столица, 1994. - с. 153.
18 Архиепископ Астраханский Иннокентий (Ястребов), р.16.7.1867 - 22.5.1928. По окончании КазДА (1892) преподавал в Академии (до 1906). Духовное чадо старца Гавриила. Пострижен в монашество (7.6.1902), рукоположен во иеромонаха (9.6.1902), возведен в сан архимандрита (6.5.1905). За сочинение "Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский" (исследование по истории миссионерства в России) получил степень магистра богословия. Хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевского (26.6.1906), ректор Киевской Духовной Академии. Епископ Полоцкий и Витебский (11.7.1914), постоянно присутствующий в Св. Синоде (сЮ. 1.1915), председатель Миссионерского Совета при Св. Синоде (14.1.1915). Управлял на правах настоятеля Донским монастырем. С 1920 г. - архиепископ. С 1926 г. - архиепископ Ставропольский, с 1927 г. - Астраханский. Погребен на кладбище Свято-Данилова монастыря.
19 В.Фловский. Епископ Варнава.// Православная жизнь.- № 1, 1993. См. также: Епископ Варнава. Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучительной подвижнической жизни во Христе старца Седмиозерной и Спасо-Елеазаровой пустынь схиархимандрита о. Гавриила. - М.: Паломник, 1996. - С. 199, 223-224.
20 Архиепископ Суздальский Гурий (Степанов), р. 3.10.1880 - уб. 1938. В 1902 поступил в Казанскую Духовную Академию, пострижен в монашество (16.4.1905), рукоположен во иеромонаха (26.3.1906), доцент (с 1906), магистр богословия (1909), с 1910 - экстраординарный профессор КазДА, с 26.5.1912 - ее инспектор, с 20.6.1912 - архимандрит. 18.2.1916 получил степень доктора церковной истории (за исследование "Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен", т.1, ч.2) и звание ординарного профессора. Замечательный знаток буддизма и этнографии монгольских племен. Один из наиболее близких духовных чад старца Гавриила. В 1917-18 гг.-участник Поместного Собора и чина настолования Патриарха Тихона, произнес приветствие Св.Патриарху от КазДА. Настоятель Покровского м-ря в Москве (1919), епископ Алатырский (26.1.1920). Аресты: в 1920, 1923, 1924-25, 1932 гг; заключения: 1920-1923, 1926-1927 (Соловки), 1932-1936. Архиепископ Иркутский (1924), Суздальский (1930), с 1931 г. - вне кафедры. Расстрелян под Новосибирском.
21 См. прим. к стр. 19.
22 Впоследствии: архиепископ Красноярский и Енисейский Амфилохий, архиепископ Саратовский Афанасий, епископ Читинский и Забайкальский Евсевий, епископ Владивостокский Варсонофий, архиепископ Сан-Францисский Софроний, епископ Ханькоуский Иона.
23 Архимандрит Симеон. Ук.соч., с. 117.
24 Епископ Иона (Покровский), 1888 - 7.10.1925, Манчжурия. Поступил в Казанскую Духовную Академию (1910), пострижен в монашество (20.6.1912), рукоположен во иеромонаха (17.3.1913), профессорский стипендиат (1914-1915), доцент Академии (с 1915). Из Казани ушел с Белой армией. Арестован большевиками и избит в Перми, освобожден белыми войсками. Главный священник Южной армии. В Пекине принят на службу в Русскую Духовную Миссию. Епископ Тяньзинский (11.9.1922), в хиротонии принимали участие архиепископ Пекинский Иннокентий (Фигуровский), епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский), епископ Шанхайский Симон (Виноградов), причем,последние двое-также были почитателями старца Гавриила.
25 Как здесь не вспомнить апостола Павла, побитого камнями в Листре, но восставшего и удалившегося для проповеди в Дервию, а после в Антиохию, "утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).
26 Митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк), р.20.8.1880- 23.1 1938. Ректор КазДА с 30.5.1913 и до ее закрытия в 1921 г., епископ Чистопольский (29.6.1913), был среди почитателей старца Гавриила, много сделавший для достойных похорон св.старца. С 1919 по 1921 -врем.управляющий Казанской епархией. Арестован и заключен в Бутырскую тюрьму вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) (1921), архиепископ Самарский (1922), в ссылке на Соловках (1924-1927), архиепископ Одесский, член Врем.Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии. Митрополит (1932), арестован в Одессе (1936), умер в больнице Ухто-Печерского концлагеря, так и не выпустив из рук Святое Евангелие.
27 Впоследствии: епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) (fl937), составитель (совместно с епископом Феодором (Поздеевским)) акафиста благ.кн.Даниилу; епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) (1" 1937); епископ Мстерский Иов (Рогожин) (f?); епископ Старицкий Гавриил Аболымов (f?). Все - воспитанники КазДА.
28 Часовня при Спасской башне Казанского Кремля. Снесена в середине 20-х гг. Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в часовне (список с иконы, изображенной на знамени Иоанна Грозного), ныне находится в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище г.Казани.
29 Священномученик Иувеналий Рязанский. Письма из лагеря. - М.: изд-во свт.Игнатия Ставропольского, 1995. - с. 45-46.
30 Всего за три года пребывания в Маньчжурии Владыка Иона сумел не только сплотить всю русскую диаспору вокруг церкви, но и организовать детский приют на 30 сирот, низшее и высшее начальные училище (где бесплатно обучалось 500 человек), бесплатную столовую (кормившую ежедневно 200 человек), бесплатную амбулаторию для бедных, библиотеку и мн.др. - см. И.М.Концевич. Оптина пустынь и ее время. - репринт. 1995. - с.580-589
31 В ночь и час кончины Владыки Ионы отрок 8-ми лет, страдавший неизлечимой болезнью ног, был чудесно исцелен. Ему во сне явился Владыка Иона, сказав: "Бери мои ноги, теперь они мне больше не нужны". После чего Николай (так звали мальчика) проснулся совершенно здоровым, стал ходить по комнате в радостном волнении, а утром пришел в церковь, где всеми было засвидетельствовано чудесное исцеление. Еще в 1989 г, раб Божий Николай проживал в Казахстане, в г.Кустанай.
32 Совершая паломническую поездку в Святую Землю, один из сотрудников Казанского епархиального управления посетил Горицкий женский монастырь, где узнал, что среди насельниц святой обители живо почитание схиархимандрита Гавриила, о святой жизни и чудотворениях которого рассказывали еще старые монахини, лично знавшие и очень почитавшие старца. Инокини с радостью узнали, что и в Казани почитание старца велико, и что мощи схиархимандрита Гавриила удалось сохранить.
33 По всей видимости, Владыка Пантелеймон получил устное благословение Патриарха Пимена на почитание преп.старца Гавриила, как местночтимого святого Казанской епархии. Устная форма благословения объяснялась обстоятельствами тех лет. Подобные примеры известны и в истории других епархий.
34 Иеросхимонах Серафим после закрытия Седмиозерной пустыни был сослан, позже неоднократно арестовывался. С 40-х гг. проживал в Казани. Он не только сохранил мощи св.старца, но и спас чудотворную Седмиозерную икону Божией Матери, которая ныне находится в Петропавловском соборе г.Казани. Погребен на Арском кладбище г.Казани за алтарем церкви Ярославских чудотворцев.
35 В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе г.Казани.
36 Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиозерная Казанская Богородичная пустынь. - Москва: Русский мир, 1991. - 136 с, тир. 50 000 экз. Кроме того, в 1996 году была дважды переиздана книга архимандрита Симеона (Холмогорова) "Един от древних"; а издательством "Паломник" было осуществлено издание книги епископа Варнавы (Беляева) "Тернистым путем к небу" (Жизнеописание старца Гавриила Седмиозерной пустыни). Публикации о святом старце появились и по-прежнему появляются во многих центральных и местных изданиях, что отражает степень почитания сего угодника Божия.
37 Недавно зарегистрирована, наконец, монастырская община. Наместником Седмиозерной пустыни был назначен иеромонах Гавриил (Хальченя), нареченный при пострижении в монашество в честь Архангела Гавриила, небесного покровителя преподобного старца.
38 В Синодальную комиссию были представлены проекты краткого и пространного жития и богослужебных текстов, проповеди старца, изданные и неизданные материалы о жизни схиархимандрита Гавриила.

Деяние о канонизации

схиархимандрита Гавриила (Зырянова),
старца Седмиозерной пустыни (1844 - 1915),
местночтимого святого Казанской епархии

     Во имя ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО Духа!

     XIX и XX вв. явились периодом расцвета на Российской земле особого вида монашеского служения - старчества. Среди подвизавшихся в старчестве в конце XIX - начале XX вв., был и схиархимандрит Седмиозерной пустыни Казанской епархии старец Гавриил (Зырянов). Восприяв заветы Оптинских старцев, схиархимандрит Гавриил в Казанском крае положил начало своему старческому служению. Преодолевая в духе кротости и молитвы телесную немощь и многочисленные душевные скорби, стяжал схиархимандрит Гавриил многие благодатные дары: прозорливости, исцеления телесных и душевных недугов. Множество людей разных званий и сословий находили у старца разрешение от тягостных сомнений, утешение в скорбях, действенную молитвенную помощь.
     В Седмиозерной пустыни исполнил старец еще одно церковное послушание - наставничество и духовное окормление иночествующих студентов и преподавателей Казанской Духовной Академии, многие из которых в годы гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали истину Христову мученической кончиной.
     Своей высокой подвижнической жизнью, благодатными дарами святости и достойными плодами духовничества заслужил старец схиархимандрит Гавриил народное почитание, неоскудевающее и поныне.


По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
     ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
     1. Схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Седмиозерной пустыни Казанской епархии, праведной жизнью своей являющего образ угодника Божия - причислить к лику местночтимых святых Казанской епархии.
     2. Честные его останки считать святыми мощами и воздавать им достойное церковное поклонение.
     3. Имя новопрославленного святого включить в Собор Казанских святых (день празднования - 4/17 октября), а память преподобного старца Гавриила совершать в день его кончины (24 сентября/7 октября).
     4. Составить преподобному Гавриилу особую службу для местного епархиального употребления, а до составления таковой отправлять общую - по чину преподобническому.
     5. Писать новопрославленному угоднику Божию честную его икону для поклонения, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.
     6. Напечатать житие преподобного старца Гавриила, проповеди и поучения его для назидания чад Православной Церкви в благочестивой жизни во Христе.
     7. О сей благодатной радости прославления нового преподобного старца возвестить духовенству и мирянам Казанской епархии.
     Небесным предстательством и молитвами преподобного старца Гавриила, да укрепит Господь православную веру церковных чад древней богохранимой и богоспасаемой земли Казанской.
     Аминь.
     

Божией милостью смиренный АНАСТАСИЙ Архиепископ Казанский и Татарстанский 1997 год, град Казань



| Молитва преподобному Гавриилу,
старцу Седмиозерной пустыни

О преподобне и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо, праведных похвало, во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителях многая на путь правый наставивый, падающим руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, наипаче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадам твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносному гробу твоему припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши душевныя очи, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления дерзновенно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими духовными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



| Тропарь преподобному Гавриилу Седмиозерскому

Тропарь, глас 4
От юности, богомудре, просветився любовью Христовою, суетный и многомятежный мир оставил еси. Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, и теченьми их седьм езер освятил еси. И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.

Ин тропарь, глас 4
Подвижник, яко един от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дары украшен быв обильно, новых мучеников воспитал еси Богу. Заступи нас и ныне молитвами твоими, Преподобие отче Гаврииле, старче наш.

Кондак, глас 5
Претерпел еси скорби и наветы вражий благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобие отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.

Ин кондак, глас 2
Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами. Прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в Небесные селения. И ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобне отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всея Казанския земли украшение.


| ЗАГЛАВИЕ | + | ИСТОРИЯ | + | СВЯТЫНИ | + | ФОТО-ГАЛЕРЕЯ | + | БИБЛИОТЕКА | + | ИКОНЫ |
Hosted by uCoz