В говоре закарпатского населения хранятся древние славянские формы; в языке – древние славянские слова. «Значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское наречие (губ. Черниговская и смежная)»[1]. Конечно, после татарского нашествия (1241) на опустошенные места поселялись колонисты старанием кенезов и шолтесов, вплоть до XVII и даже XVIII века. Движение населения никогда не прекращалось. Так во время Андрея I (1047-1060) с его супругой Анастасией пришли близкие бояры, челядь, а вероятно и духовенство. С князем Ростиславом, сыном Михаила Черниговского, пришла группа русских. Народное предание говорит о поселении кн. Феодором Кориатовичем 40-60 тысяч переселенцев из Подолии и Волыни.
Все эти миграции населения и соприкосновение с соседними народами имели влияние и на язык населения. Но, вообще говоря, язык населения горных районов отличается консервативностью. Вот несколько примеров древнеславянских слов в современном разговорном языке: свято – праздник, древне-русское слово. Летопись под 1097 годом пишет, «останися на святок». Говиня – пост, великий пост. «В говейно крестити дети в субботу»[2]. Стрый – дядя. Неделя – воскресение. Воня – аромат, запах. Диля – для. Олой – подсолнечное масло. Черленый – красный и т.д. (челядник, русин, човен – челн)[3].
Часто делят говоры на 6 наречий[4]. Иногда это число увеличивают, иногда уменьшают, в зависимости от взглядов автора-исследователя и принципов, положенных в основу. Например, И. Верхратский делит на 2 говора, билакив и булакив, в зависимости от ударения[5].
Обилие и приверженность к обычаям характерны для закарпатцев. Один из исследователей (Е. Недзельский) пишет, что количество обычаев и обрядов закарпатцев превосходят все китайские церемонии[6].
Эти обычаи связываются с человеком: рождением, здоровьем, работой, браком, смертью. Много обычаев соеденино с религиозными верованиями и один из самых трогательных, красивых и древних – это рождественские колядки, которые очень распространены. Когда наступает день св. Николая Чудотворца, то не только дети, но и взрослые начинают петь ему похвалу. Перед Рождеством ходят со звездой или делают вертеп и устраивают полурелигиозные игры. Сами колядки принадлежат к самым прекрасным образцам народной, церковной поэзии. Если в других местах прекрасны былины или народные песни, народный эпос, то на Закарпатье главным народным творчеством являются колядки. В них отображено понимание народом церковного учения. Эти духовные песни приурочены не только к Рождеству, но и к другим дням: например, посеву, Святой Недили (Тройци) и др. Интересно, что в колядках есть сходство с сербским народным творчеством. Много обычаев связано с разведением скота, традиционным занятием населения. Верование, что нечистые духи – босоркани (ведьмы) способны отнять у коров и овец молоко или же верхнину (сметану), распространено почти повсеместно. Известно, что под влиянием С. Орлая Гоголь написал свою «Страшную месть». Видимо и в других его рассказах есть влияние закарпатского мироощущения, которое он мог почувствовать и не только от Орлая: переселенцев на восток было много. Босоркани – ведьмы, упыри, которые живут в воде или около межовики, которые ходят по межам (там, где сходятся 4 межи) и которые отводят далеко, – на другое, третье село – человека, если он попадет к ним, – обо всем этом есть много рассказов. Много есть больных на недобру хвороту (эпилепсию) или некоторые ее разновидности. Часто прибегают к чтению страшных молитв (Свт. Василия Великого). Нечистый дух мучает человека, и священник, обычно монах, изгоняет его чтением молитв. Есть села, где ничего не дадут один другому в среду или в пятницу. Эти дни называются «Божка» и в эти дни нельзя что-либо выносить из дому. Ворожки (колдовства) довольно распространены. Люди часто лечатся нашептыванием и произведением магических действий. Точно так же злой человек может причинить зло другому или его худобе (скоту). От этого есть многочисленные способы ограждения. Эти поверья действуют на головной мозг и нервную систему, как человека, так и животных. Они создают особый психический мир.
[1] Энц. Слов. Брок. Еф. Т. XXVII. СПб. 1899, стр. 296.
[2] Е. Голубинский. История Русской Церкви. Москва. 1881, стр. 365.
[3] Напудити-испугать, комоница-конюшня, оцет-уксус, уста-губы, убрус-полотенце, грезно, гроздие-виноград, челядник, челядь-слуги, простые люди, грунь-холм, ярь-весна, ярочка-овца, родившаяся весною, ярок-канава, корч-куст, пень (в рус. яз. только произ. выкорчевать), сваритися-сердиться, блюдо-миска, долонь-ладонь, перст-палец, надраги-брюки, жену-гоню, лилик-нетопырь, сткляница-пузырек, юха-суп, чело-лоб, укрух-ломоть, тесла-долото, стопа-след, студня-колодец, стегно-бедро, рясна-бахрома, руно-кожа с шерстью, пара-пар, плат-платок, оброк-корм, око-глаз, нарок-определенное время, купина-небольшой холмик, дуга-радуга, горнец-ка-стрюля, волна-шерсть, жалити-скорбеть.
[4] Е. Сабов. Христоматия. Ужгород. 1893.
[5] Знадоби для пізнаня Уг-рус. говорів. Львов. 1899, стр. 7.
[6] Угро-русский театр. Ужгород, 1944.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История Церкви || История Мукачевской епархии в древнее время || История Мукачевской епархии в новейшее время || Источники церковной истории Мукачевской епархии || Границы Мукачевской Епархии и их изменяемость || Географическое положение Мукачевской епархии || Горы. Реки. Переходы – Прислопы. Леса. Климат || Население || Язык. Обычаи
|